Интервью с Крисом Поландом
Вашему вниманию предлагается интервью с человеком-легендой хэви-металла, Крисом Поландом. Об этом музыканте можно говорить без остановки несколько часов кряду. Известность мирового масштаба ему принесло сотрудничество с группой Megadeth, которая входит в большую четвёрку «хэви-металл». Хоть он и проработал недолго совместно с этим коллективом, но его неподражаемую игру на гитаре можно услышать на популярных альбомах «Killing Is My Business: And Business Is Good» (1985), «Peace Sells… But Who’s Buying?» (1986), считающихся классикой жанра. После того, как гитарист покинул группу в 1987 году, он занимался сольными проектами и довольно небезуспешно. Стоит вспомнить его признанный критикой и фанатами альбом «Return to Metalopolis» (1990). Также Крис Поланд является создателям нескольких музыкальных коллективов: Damn The Machine, Mumbo’s Brain, отличающихся по стилю. Последним его проектом является команда Ohm, инструментальное трио. Кроме того в 2004 году он возобновил сотрудничество и дружбу с Дэйвом Мастейном и Megadeth, создав гитарные соло для нового диска группы «The System Has Failed». Также Крис Поланд привлекался другими рок-группами в качестве сессионного гитариста. И как бы ни хотелось раскрыть многие аспекты творчества Криса, но одного часового интервью, которое приведено ниже, окажется мало.
Если ты Крис позволишь, то начнём нашу беседу с твоего последнего сотрудничества с группой Megadeth. Ты можешь нам немного поведать о работе над альбомом «The System Has Failed». На скольких композициях твою игру можно услышать поклонникам трэш-металла. И вообще как тебе сам альбом, если сравнивать с предыдущим твоим опытом работы с Дэйвом Мастейном и его командой.
Я тогда на пару деньков вырвался в Темпу, штат Аризона, где Мастейн у себя дома оборудовал домашнюю звукозаписывающую студию. Все было просто здорово и прошло в веселой обстановке. У Дэйва в студии находятся отличные усилители, такие как «Marshall», с множеством педалей, что доставило мне просто невероятный кайф от работы. Материал в альбоме я считаю стильным. Он может поклонникам напомнить «Rust In Peace», правда с незначительным уклоном в сторону «Peace Sells… But Who’s Buying?» и «Killing Is My Business: And Business Is Good». Я получил возможность записать всего девять соло: одно на акустической гитаре и восемь на электрогитаре. В общем, мне все понравилось.
Если Дэйв попросил бы тебя поехать с ним в тур в поддержку нового альбома, ты бы согласился?
Наверное, согласился бы. Правда, мне недавно удалось подписать контракт для своего проекта Ohm. Мы сейчас сотрудничаем с Black Note Records, в частности с Фрэнком Петэрсоном, который думает организовать для нас тур. Кроме того мы будем с ним сотрудничать при создании нашей новой пластинки. Получается, что я не располагаю достаточным количеством времени. Но, человек предполагает, а Бог располагает…. Так что все ещё может быть.
Что ты можешь сказать о самом Дэйве? Насколько он стал другим, если сравнивать его с тем Дэйвом, когда ты сотрудничал с ним в 1980-х? Поведай, пожалуйста, насколько изменилась его техника игры? Ведь по его заявлениям, из-за травмы руки он был вынужден учиться игре на гитаре с самого начала.
Все было так, как в те далекие времена, когда мы писали «Peace Sells…». У нас с ним работа шла по такому же принципу, как и сейчас. Все проходило по принципу: «попробуй сыграть так», «там сыграй чуть по-другому».… Ничего и не поменялось. А Дэйв все также классно играет на гитаре, может где-то даже лучше. Вообще фанаты будут в восторге от звучания ритм гитары.
Если взять во внимание музыкантов, которые сотрудничали с Megadeth, то складывается впечатление, что у лидера группы существует тяга к музыкантам, имеющим джазовые корни. Взять, например, тебя Крис, Самуэльсона, Мензу и Колайута. Ты как-то можешь объяснить причины подобного явления?
Я считаю, что Megadeth исполняют прогрессивный рок, начиная с первого альбома. Были, конечно, времена, когда стиль группы уходил в сторону попа. Тем не менее, в основном группа играла прогрессивный рок. А для такой музыки всегда требовался барабанщик, имеющий «джазовое образование». Также нужен для качественной игры и второй гитарист, который смог бы работать в данном ключе.
Оказало ли влияние сотрудничество с Дэйвом на твое творчество в дальнейшем?
Когда я работал над своим «Return to Metalopolis», то находился под значительным впечатлением от работы с Дэйвом и Megadeth в целом. Конечно, я кое-что у него умудрился позаимствовать на всю свою жизнь, его лидерские качества. Я пытался выжать из нашего сотрудничества максимум полезного для себя, что сегодня использую уже для работы в своей группе. Самым главным качеством Дэйва является способность принимать правильные решения в любом состоянии. Даже когда мы были «под кайфом», я мог доверять принятому им решению без каких-либо колебаний. Трудно описать словами это качество, но я пытаюсь подражать Дэйву в этом.
Давай теперь поговорим о твоем проекте Ohm. Почему тебе так долго не удавалось в США найти для группы достойный контракт?
По правде говоря, особо я никому не навязывался. Мне вполне нравилось работать с Lion Music. К сотрудничеству с Black Note Records мы пришли следующим образом. Питер Сэрделих, помогавший мне с выходом первого альбома, спросил своего друга, который был сотрудником Black Note Records, что тот думает про нашу группу. После чего пару наших концертов посетили представители лейбла. Прослушав наши композиции, у них возникло желание сотрудничать с нами, заключив контракт. Специально для нашего альбома был создан саб лейбл. Ребятам нравилась наша музыка, они верили в наш успех, соответственно я решил для себя попробовать поработать с Black Note Records.
Почему группа называется Ohm? Что для тебя Крис это значит?
«Ом» - единица измерения сопротивления. Я уже более шестнадцати лет сопротивляюсь наркотической и алкогольной зависимости. А бас-гитарист более семнадцати лет ведет здоровый образ жизни. Сопротивление в жизни значит для нас много. Кроме того обычно на электроприборах, динамиках, усилителях пишут данные про электрическое сопротивление, которое измеряется в Омах. Более, я несколько лет назад увлекался медитацией, где используется ом, ценный камень. Я не являюсь буддистом, однако, считаю, что Ohm вполне достойное название ля нашей группы.
На днях ожидается выход вашего альбома «Live On KPFK 90.7FM». Как известно, Крис, это твой первый концертный альбом в карьере музыканта. Можешь рассказать о своих впечатлениях от работы над этой пластинкой?
Работая над «Live On KPFK 90.7FM», мы ощущали чертовски сильное давление. Мы даже не представляли, насколько давление будет сильным, до тех пор, пока нам не объяснили, что концерт будет транслироваться на весь Лос-Анджелес, ведь постоянная аудитория KPFK составляет порядка 20 тысяч человек. И когда нам сообщили об этом, наш барабанщик Кофи Бэйкер спросил: «Что вы имеете в виду?». Я ему говорю, что нас услышит весь Лос-Анджелес, а если запись выйдет на диске, то и весь мир. Тогда Кофи засмеялся и сказал, что это круто. И только тогда до всех нас дошло, на что мы подписались. Но хорошо, что у нас в распоряжении было полтора часа, чтобы настроить всю аппаратуру и вывести звук на радиопередатчик. И как только мы закончили подготовительную часть, нам тут же объявили про начало эфира. Я думал, что из всего часового концерта выйдет только три-четыре композиции. Мы искренне верили, что результат будет качественным, но никак не ожидали, что энергетики всей записи хватит на полное издание. Кроме того на диск мы включили интересный отрывок из записанного на радиостанции KSPK джем-сейшна. Там мы отыграли тот же материал, что и на KPFK, однако, звучание вышло немного хуже. Но все же я решил использовать одну из композиций в качестве бонус-трека для альбома «Live On KPFK 90.7FM», где слушателей ждет удлиненное соло на гитаре в стиле Джими Хэндрикса.
Расскажи, Крис, о новом диске Ohm. Как его можно охарактеризовать в музыкальном плане.
В настоящий момент я модернизирую свою собственную студию. Мы, писали там предыдущий наш альбом. И, как оказалось, для микрофонов не хватает слотов на пульте. Для того чтобы исключить иллюзию низких частот я усовершенствую и сам пульт. При создании первого альбома я думал, что низкие частоты будут отлично прописаны. Но просто на записи отсутствуют низкие частоты! Это создало эффект гулкого звука в помещении. Таким образом, в настоящий момент я занимаюсь исключительно студией. Гораздо проще работать, когда у тебя есть своя студия. В ближайшие три месяца мы займемся написанием нового альбома. А пока, если есть свободная минутка, я пытаюсь записывать материал.
На последнем релизе рок-команды Lamb Of God ты исполнил гитарное соло. Откуда возникли истоки подобного сотрудничества?
Они сами позвонили мне и спросили, не хотел бы я исполнить соло для их нового диска? Я просто не был знаком с их творчеством. Поэтому я попросил их выслать диск, чтобы после прослушивания принять решение. Я просто был в шоке. Это было также круто, как и Megadeth! Я был поражен настолько, что незамедлительно согласился на сотрудничество.
Хочу задать вопрос по-поводу ещё одной твоей сессии в группе Double Heart Project? что за стиль исповедует эта группа, и как ты оказался с ними на одной студии?
Пресса называет их «металл-группой». Правда, их стиль совсем не схож с Lamb Of God и Megadeth. Они играют более традиционный металл: композиции имеют структуру куплет-бридж-припев. Советую послушать. Музыка их довольно интересная и записана довольно качественно и профессионально. В целом мне нравится альбом.
Скажи, что потребуется от группы, которая захочет пригласить тебя для работы над записью альбома в качестве сессионщика?
В первую очередь им необходимо выйти на связь со Стивом Бауэром и выслать тот материал, который они хотят дать мне послушать. Мой менеджер Стив уже не разрешает мне оказывать благотворительность и работать бесплатно. Поэтому он запросит материальное вознаграждение. Когда я работал с Lamb Of God, я не брал ни цента. Можете считать это жестом доброй воли. Однако сейчас все предложения должны быть обговорены со Стивом Бауэром.
Ты сыграл на гитаре на трибьюте Джими Хендриксу, который скоро миру явит Lion Music. Какую песню ты исполнил, и какое влияние на твоё становление как музыканта оказал Джими Хэндрикс?
Я уже и не припомню, что сыграл, ведь это было довольно давно. Знаю, что оба соло получились качественными и профессиональными. Я надеюсь, что этот диск прослушают многие. Мне наши композиции понравились. Что касается самого Джими Хэндрикса, то его влияние на меня невозможно переоценить. Скорее всего, в моей игре трудно различить хоть какую-то схожесть. Тем не менее, но его первые диски, включая «Band Of Gypsies» и «Rainbow Bridge», оказали колоссальное влияние на меня.
В каком возрасте ты впервые услышал музыку Хэндрикса?
Это, кажется, было в шестом или же седьмом классе. Я тогда жил в коллежском городке. Колледж помимо всего был музыкальным. И этот городок можно смело назвать раем на то время. Ведь большинство соседских ребят постоянно следили за событиями в мире музыки, а их старшие братья имели в своей коллекции самые популярные на тот момент пластинки, какие только можно себе было представить. Так вот, ты приходишь в гости к друзьям, и можешь послушать пластинки из коллекции их братьев. Соответственно и мне удалось прослушать множество хорошей музыки. Мне даже в седьмом классе посчастливилось услышать творчество Mahavishnu Orchestra.
Как ты относишься к тому, что твой совместный тур с Марти Фридманом, называющийся «Guitarevolution», позиционируется общественностью как тур «бывших музыкантов Megadeth»?
Я не имел никаких возражений. Ведь большинство поклонников моего творчества знают обо мне благодаря моей работе в Megadeth. Что касается «Guitarevolution», то я считаю его гениальной идеей. Материал, который исполнял третий участник Алекс Сколник, мне пришелся по душе. Сначала играл Алекс, затем моя команда, и в заключении Фридман. Я думаю, что подобный порядок выступлений был хорош. Ведь Сколник имеет приджазованный стиль, мы играем что-то похожее на джаз-фьюжн, а Марти исполняет хард-рок. А что касается того, что меня и Фридмана до сих пор называют экс-Megadeth, то ничего зазорного я в этом не вижу. Ведь именно благодаря этой группе нас знаю. Вообще нет разницы, почему на наш концерт приходят люди. Ведь главное, что люди хотят послушать нашу музыку.
Ты не задумывался над идеей совместного тура с кем-то из экс-музыкантов Megadeth?
Я уже отвечал на этот вопрос: сегодня главное место в моей карьере занимает Ohm. Соответственно в ближайшее время я вряд ли смогу выкроить время для других проектов.
В апреле твоя группа отправится в тур
Да. Почти месяц с 30 марта до 24 апреля мы дадим концерты на Восточном побережье США, после чего вернемся и дадим несколько совместных выступлений с Фрэнком Гэмбеллом на Западе. Наверное, мы постараемся организовать ещё один совместный тур с Марти и Алексом. Однако вызвать в США Марти Фридмана, проживающего в Японии, будет стоить недешево. Кроме него необходимо привезти и весь его коллектив. Поэтому, я думаю, что у нас не получится найти средства для участия группы Фридмана в концертах.
Некоторые источники давали информацию, что Майкл Алберт, ещё один бывший музыкант Megadeth, должен был принять участие в «Guitarevolution». Однако этого не случилось?
Не могу ничего сказать по этому поводу. Слышу в первый раз.
Вообще с Албертом ты поддерживаешь дружеские отношения?
Я давно знаком с Майклом. Я с ним познакомился ещё в 1977 году, когда приехал впервые в Калифорнию. Он классный гитарист. Я всегда думал, что он исключительно соло-гитарист, которому близок стиль Сантаны и Хэндрикса, чуточку разбавленный тяжёлым блюзом. Когда он перешел в Megadeth, я очень удивился, так как не мог представить его играющим спид-металл, хэви-металл и т.п. Поэтому, когда мне доводится слушать новый альбом с участием Майкла Алберта, я не узнаю его стиля игры. Хотя, признаться по правде, его работа довольно хороша.
Давай попробуем перенестись на несколько десятилетий в прошлое, когда ты ещё не связал свою жизнь с Megadeth. До того момента, как ты оказался в группе Дэйва Мастейна, ты вместе с Гаром Самуэльсоном (экс-барабанщик Megadeth, умер в 1999 году) работали в группе New Yorkers. Сохранились какие-либо записи?
У нас было пару записей. Однако первый продюсер Megadeth Джей Джоунс, который на тот момент был продюсером и для New Yorkers, взял у нас записи и куда-то подевал. Джея уже нет в живых, и где находятся наши записи одному Богу известно.
Ты не собираешься когда-нибудь восстановить эти песни, записать их по-новому?
Робертино, который играл на бас-гитаре в New Yorkers, и я давно подумываем над этим. Ведь мы отдали часть нашей жизни этому проекту. Возможно, в скором будущем мы исполним композицию «Low Temperature Delay», написанную Самуэльсоном. Скорее всего, она будет посвящена Гару.
Коль разговор зашел о Робертино, ты можешь нам поведать, чем он занимался всё это время, начиная с момента распада New Yorkers и создания Ohm?
Ему довелось поиграть в коллективе Divine Right. Это хэви-металл группа, существовавшая в США в 1990-х. Затем он играл блюз вместе с Майклом Албертом. Но больше всего он сотрудничал с джазовым музыкантом Бобом Роблесом. сегодня параллельно работе Ohm он и Кофи Бэйкер трудятся в группе Buttermilk. Когда у нас нет никаких концертов, то в нашем городе Кофи, Роблес (гитара) и Робертино устраивают совместные выступления. Вообще Робертино Пальяри предпочитает играть джазовую музыку, однако готов исполнять и другие композиции, лишь бы это приносило прибыль.
Как вы с Гаром Самуэльсоном познакомились?
Мы с Гаром познакомились в Нью-Йорке. Тогда я играл на гитаре в местной группе Pegasus. А Гар со своим братом Стюартом хотели создать свой собственный коллектив, однако не могли найти участников. Однажды я сидел в ресторанчике. Когда я принимал трапезу в ресторан вошёл парень и стал коситься на мой столик. Я посмотрел ему в глаза. Он спросил, я ли Крис Поланд. После утвердительного ответа парень пригласил меня немного «поджемовать». Так я познакомился с Гаром Самуэльсоном.
Знаешь ли ты, где находится твоя знаменитая электрогитара "Choose 'Deth" B.C. Rich?
Эх, если бы я мог знать! Это по-настоящему был восхитительный инструмент с декой и грифом, выполненными из красного дерева. Мне неизвестно, что с ней произошло. В последний раз я видел ее в руках Джея Рейнолдса, который занял место гитариста в Megadeth после моего ухода. До прихода в Megadeth, он играл на гитаре в Malice, на тот момент очень популярной группе. Он последний, кого я видел с этим выдающимся музыкальным инструментом. Дальше ее след утерян.
В буклете к альбому «Peace Sells… But Who’s Buying?» сказано, что на написание композиций «Devil's Island» и «Black Friday» вдохновил Дэйва первый барабанщик Megadeth Дижон Каррутерс. Ты не мог бы открыть завесу тайны, какое влияние Каррутерс оказал на Мастейна, что он написал эти две песни?
Вообще то, я никогда не знал Дижона Каррутерса. Я, конечно, слышал байку, что композиция «Devil's Island» была написана по мотивам фильма «Papillion». Это все, что я слышал относительно «вдохновения». Касательно «Black Friday», мне вспоминается, что Дэйв рассказывал о писателе Лавкрафте, который являлся настоящим мастером романов ужасов. Дэйв был настолько впечатлен его творчеством, что посвятил этому композицию из альбома «Black Friday». Это два главных источника вдохновения для Мастейна, о которых мне доводилось слышать что-либо. Я, наверное, про них читал интервью или что-то наподобие. Поэтому не могу сказать, что прав на все 100 %.
Что ты можешь сказать о своих впечатлениях относительно переизданного пару лет назад «Killing Is My Business:»?
Это просто великолепно! Мне очень понравился конечный результат. Конечно, ведь качество старой пленки просто «нервно курит в стороне», если сравнивать с тем, что получилось на последней версии альбома. А Вам доводилось слышать ремастеринг «Peace Sells»?
Сожалею, но нет.
Когда я приехал к Дэйву для работы над новым альбомом, он повел меня за собой и спросил, хотел бы я услышать ремастированную версию «Peace Sells» с 24-дорожечных пленок. Я не поверил своим ушам. Он похвастался, что только закончил работать над этим. Он запустил диск, и я просто был шокирован. Он убрал чрезмерную реверберацию на ударных. После трудов Рэнди Бренса одному парню взбрело в голову смикшировать альбом заново, и лейбл Capitol просто залепил всю запись реверберацией. Мы наоборот думали, что на пластинке и так чрезвычайно много реверберации. Но сегодня, благодаря трудолюбию и упорству Дэйва эта проблема более не существует. Вся пленка звучит до крайности естественно.
Ты можешь сравнить ремастированный «Killing Is My Business» со своим видением альбома, записанного в 1985 году?
У нас было крайне мало времени для работы над этой пластинкой. Нельзя сказать про ремастеринг, что он совпадает с тем, как я видел или же хотел видеть окончательный вариант всех композиций в далёком 1985 году. Каким Вы слушали его, таким он у нас и получился. Но справедливости ради стоит сказать, что лучше версии альбома, чем новая ремастированная, я никогда не слышал. Прослушав этот ремастеринг, Вы меня поймёте.
Только, что ты сказал, что «Peace Sells» был перемикширован по-новому, после того как это сделал Рэнди Бернс. Кому это было нужно?
Capitol Records выкупили права на издание альбома у Combat Records. Нам же сообщили, что они с чистого листа пересведут записи, чтобы достигнуть того результата, который первоначально задумывался Девидом Мастейном. Однако, как оказалось, эти ребята ни черта не понимали в спид-металле. И лишь сегодня, повторюсь, благодаря Дэйву Вы имеете возможность слышать альбом «Peace Sells», каким он должен был быть на самом деле в 1985 году. Сегодня на ремастеринге слышно чётко каждый инструмент. Слышно и гитары, и барабанные установки. Ни одного звука не пропало. В общем, получилось классно. А вот почему умники из Capitol Records пересвели запись заново, я затрудняюсь ответить.
Расскажи о твоих впечатлениях от работы с Рэнди Бернсом. Что ты вообще про него думаешь?
Он в своем роде гений. Мне очень жаль, что согласно дошедшим до меня слухам он завязал с работой на музыкальном поприще. Правда, сведения могут быть не точными. Мы с ним вместе работали над моим «Return To Metalopolis». Он был постоянно рядом и давал ценные советы. Однако ко многим я так и не прислушался. Однако сегодня, спустя несколько лет я понимаю, что зря тогда не сделал так, как мне говорил Рэнди. Я почерпнул огромный опыт от совместного с ним сотрудничества. И теперь, записывая что-либо, я стараюсь использовать все те навыки и умения, которые получил, работая с таким великим продюсером, как Рэнди Бернс.
Доподлинно известно, что Мастейн предлагал тебе возобновить участие в группе Megadeth в 1989 году. И ты даже записал демо-версии песен для диска «Rust In Peace», вышедшего в 1990 году. Сколько композиций исполнил лично ты? Крис, ты можешь приоткрыть завесу тайны относительно этого карьерного этапа?
Мы встретились с Дэйвом и обсудили перспективы возможного дальнейшего сотрудничества. Однако в эту самую неделю мне пришло предложение от Enigma, предложившей мне договор на выпуск моего альбома «Return To Metalopolis». Если я не ошибаюсь, то мне довелось принять участие в записи четырех демо с альбома «Rust In Peace». Но я просто не мог сказать «нет», когда ко мне пришли ребята с Enigma и подсунули контракт, что сулило большие перспективы. Первыми мне контракт предложили Capitol Records. Но в прошествии пары недель весь отдел, занимавшийся репертуаром и работой с исполнителями, был просто уволен. А затем Enigma выкупила мой контракт, и мне удалось записать свой диск. Я думаю, что в тот момент выбрал правильный путь. Megadeth в лице Мастейна предложили мне играть, но могли это делать так же хорошо как со мной, так и без моего непосредственного участия.
А твои впечатления от «Rust In Peace» в его окончательной версии?
Классный альбом. Мне нравится.
Сильно ли отличается альбом от тех демо-версий, которые ты сыграл?
Сожалею, но мне так и не довелось услышать демо-версии, которые получились в результате работы. Мы просто обсудили с Дэйвом детали сотрудничества и разбежались. После того момента мне не судилось услышать демо. Я вообще уже не помню, как звучит оригинал.
Сегодня лидер Megadeth говорит, что на всех переизданиях будет огромное количество бонус-треков. Ты думаешь, есть ли вероятность, что некоторые из твоих демо-работ попадут на какой-нибудь диск. Вообще, сохранились ли у Дэйва эти пленки?
Скорее они есть у Дэйва. Я отлично помню, что мне песни очень понравились. Я получал удовольствие от того, что играл их. Верю, что звучат они отлично. И кто знает, может они действительно попадут на одно из переизданий.
Несколько месяцев назад в своем интервью Майк Алберт сказал, что Megadeth планировало выпустить концертный альбом в качестве своего второго релиза для того чтобы расплатиться по контракту с Combat. Есть ли у тебя на этот счёт свои комментарии?
...нет, я такого не припомню. Что я помню, так это то, что мы пришли на запись своего альбома в Combat. Когда запись была готова пришли парни из Capitol Records и захотели выкупить контракт группы у Combat. Одним из пунктов соглашения стало непременное сохранение эмблемы Combat на всех релизах, выпускаемых Megadeth. Могу ошибаться, но, по-моему, на всех альбомах на обратной стороне есть их (Combat) логотип.
Большая часть бутлегеров твердит, что ты впервые на сцену вышел с Megadeth в 1984 году 28 декабря. Правда ли это?
Мой премьерный концерт в составе Megadeth состоялся в нью-йоркском клубе «L'Amours», где мы были на разогреве у «Slayer». Я стал полноправным членом группы за двадцать дней до записи первого альбома. Все композиции были записаны при пособничестве продюсера Керета Фэема в The Garage. Если считать время от первого концерта до выхода в свет первого альбома группы, то прошло, наверное, месяцев пять-шесть. Это в порядке вещей. Так как на выпуск пластинки уходило тогда от трех до четырёх месяцев.
Когда ты выступал с Megadeth в последний раз, ты знал, что это ваше последнее выступление в рамках работы в одном коллективе?
Это было шоу на Гавайях в 1987 году, когда мы участвовали в туре в поддержку нашего «Peace Sells… But Who’s Buying?». Я не думал, что это станет моим последним выступлением в рамках проекта Megadeth. Но чувствовал я себя просто отвратительно из-за употребления героина. Это не могло так больше продолжаться. И утром после шоу я взял билет на самолет и улетел домой. Затем я узнал, что меня уволили из Megadeth.
Какая твоя любимая композиция у Megadeth?
«Hook In Mouth».
А если взять во внимание те композиции, к созданию которых ты приложил руку.
Мне в большей мере нравится «The Conjuring», «Devil's Island», и естественно «Peace Sells» и «Rattlehead». Конечно, мне нравятся все песни. Но те, которые я только что назвал, - наиболее любимые.
Давай завершим разговор о группе Megadeth и плавно перейден к твоему следующему этапу творчества, работе в панк-группе Circle Jerks. Сильно ли отличалась атмосфера панка от атмосферы, царившей в металле?
Было круто! Наконец-то мне удалось порвать со своей пагубной наркотической зависимостью. Если я не ошибаюсь, но к тому времени уже прошло больше года, как я что-либо принимал. Я заучил тридцать две композиции. Все получилось достаточно интересно. Мое последнее выступление с группой Дэйва Мастейна состоялось на Гавайях. Будучи на Гавайях, за неделю до тура с Circle Jerks я выучил все их композиции. Мы проводили здорово время. В нашей программе было 30-32 песни. Не смотря на то, что разучил, как их играть, я не мог запомнить их названия. И получалось, что когда Кит Моррис на концерте анонсировал со сцены, что следующей будет композиция «Junk Mail», мне приходилось ломать голову, что ещё за такая «Junk Mail». Но все же я восхищался этой группой. Стоит только послушать «Casualty Vampires» с альбома «VI». Я просто балдею от этого альбома. Я даже не мог поверить, насколько качественный материал имела группа на то время.
На ваших концертах тогда было много потасовок, драк? Парни из Dead Kennedys говорят, что в 1980-х насилие на концертах панк групп было явлением обыденным.
Я бы не говорил, что было чрезмерно плохо. Если у нас было в туре 40 выступлений, то примерно два-три проходило достаточно жёстко. Однажды у нас был концерт в Техасе, когда в толпе один безмозглый бритоголовый парень начал танцевать пого, режа всех окружающих бритвой. Мы просто ошалели, не могли понять, что за чертовщина происходит в зале. Да, иногда происходит вот такая фигня.
Твой концертный тур с Circle Jerks был первым в жизни серьезным опытом игры на бас гитаре, или же было время, когда ты имел постоянную практику игры на этом инструменте?
Всю свою жизнь я был басистом. Для меня эталонами игры были Стэнли Кларк и Жако Пасториус. Исполнение партий на бас гитаре для композиций Circle Jerks отличалось от моего предыдущего опыта. Но я верил, что моих навыков хватит, чтобы осилить все концерты тура.
Что повлияло на твой стремительный уход из Circle Jerks?
В то время я уже имел свой собственный материал для своего «Return to Metalopolis» и решил, что пора заняться серьёзным делом. В то время мой брат и я уже готовились приступить к работе над альбомом. А тяга к панку у тебя осталась?
Мне и по сей день нравятся Fear, Circle Jerks, немного Sex Pistols и The Clash. Преимущественно, группы, которые я назвал можно назвать моими любимыми панк коллективами. Однако мне редко выпадает возможность послушать их музыку. Я вообще мало сейчас слушаю чужие песни, не забивая свой мозг чужим материалом, стараясь писать свои композиции. Я нахожусь в процессе ожидания, пока в мою голову придут песни.
Если речь уж зашла про Fear, как ты можешь охарактеризовать совместную работу солиста группы Ли Винга и Дэйва Мастейна, «MD.45»?
Я читал про этот проект, но думаю, что песен не слышал.
Какие у тебя впечатления остались от работы над твоим дебютным альбомом «Return To Metalopolis»?
Если бы у меня тогда был тот багаж знаний, которым я владею сегодня…! По прошествии многих лет очень легко судить о том, что было сделано не так, и как надо было сделать лучше. Когда я пришел в студию для записи своего соло-дебюта я был уверен, что запишу бас-гитару самостоятельно, ведь совсем недавно мне выпала возможность попрактиковаться в игре на этом инструменте во время работы с Circle Jerks. Но продюсер Рэнди Бернс говорил, что моя проблема в том, что на гитарах играю я один. И это привело в итоге к тому, что партии струнных инструментов повторяются. Я ведь не играю на бас гитаре так хорошо, как это делает профессиональный басист. Взять, к примеру, Робертино. Ему известны те секреты, которые должен знать всякий басист, но другим они не доступны. У него на подсознательном уровне заложено, как правильно играть отдельные ноты, как удерживать ритм. А у меня такой информации не было к тому моменту. И очень жаль, что я не знал такой информации. Все остальное прошло просто великолепно. Ведь, записывая свои композиции, ты ловишь настоящий кайф.
В проекте Megadeth ты был лишь участником группы. При работе над «Return To Metalopolis» ты получил право самоопределяться. Насколько сильным было ощущение разницы?
Со временем этот проект перерос в полноценную музыкальную группу, получившую название Damn The Machine. Однако я понимаю суть вопроса. У нас было сотрудничество. Мы с братом точно знали, какой результат мы хотим получить и шли напролом к цели. Да нельзя это сравнивать с тем, когда четыре мужика собираются в комнатушке-студии и джемуют, друг дружке наперебой предлагая свои варианты звучания, проигрыша и т.д. Когда мы записывали мой дебютный альбом, таких споров не было вовсе. А когда мы превратились в полноценный коллектив Damn The Machine, то тут же началась работа в духе «давайте попробуем так», «давайте попробуем по-другому», что придает проекту немного жизненности. Однако со своей стороны я думаю, что «Return To Metalopolis» получился достаточно сильным. Одним недостатком своего творения могу назвать то, что его сделали два человека: я и мой брат, гитарист и ударник. Это чувствуется на подсознательном уровне. Но в свое оправдание могу сказать, что это придает каждой композиции особое звучание.
Развивая тему, спрошу прямо, в Megadeth у Вас с Дэйвом было сотрудничество или ты ему полностью подчинялся?
Всего по чуть-чуть. Очень часто Мастейн предлагал мне сыграть гармоничный отрывок наподобие «Peace Sells», бывало, что просил придумать самостоятельно какую-то часть. Однако преимущественно все писал сам лидер группы. Я не знал, сколько материала было написано Дэйвидом Эллефсоном. Ведь, повторюсь, все сочинять любил сам Дэйв. Наверное, это стало одним из ключевых факторов, почему я решил покинуть группу и заняться сольной карьерой. В группе я не мог развиваться как творческая личность, как композитор. Ведь у меня к тому моменту чётко сформировалась своя манера написания композиций, совершенно отличающаяся от ключа, в котором работает Дэйв. Я никогда не думал, и не думаю сейчас, что смог бы писать такие композиции, как и он. Послушайте оба альбома Megadeth, где я принял участие. Я не в состоянии писать такие песни, это мне абсолютно чуждо. И только после того, как я покинул Megadeth, я решил попробовать совместить свой личный стиль с тяжестью композиций Дэйва, что у меня в итоге получилось. А в группе Megadeth я не мог реализоваться полностью в написании песен.
После выхода довольно успешного «Return To Metalopolis» твоей следующей ступенью в карьере музыканта стала группа Damn The Machine. Ты снова стал гитаристом группы, оставив сольную карьеру. Тебе захотелось восстановить для себя чувство коллектива и взаимодействия?
Мне стало ясно, что я хочу слышать в своих композициях вокал. Я захотел музыки, к которой я привык, с вокалистом. Я испытывал некий дискомфорт, играя исключительно инструментальную музыку и видя в зале фанатов Megadeth, приходивших на выступления. Меня полностью охватывало это чувство, когда я понимал, что до них не доходит в чем же главная суть моей музыки. Конечно, нельзя сказать, что меня это весьма удручало, ведь у нас были превосходные концерты. Однако иногда просто хотелось погасить свет в помещении. Марк, мой брат, тоже желал создать коллектив. Басиста для группы мы долго не искали. На эту роль мы пригласили Дэйва Рэнди, игравшего с нами «Metalopolis». Соответственно вопрос стал только за фронтменом группы, который смог бы играть на гитаре и петь. Фронтменом мы сделали Дэйва Клеммонса. Мы много трудились вместе, прошли достаточно испытаний, но позитива было очень много от совместного сотрудничества. Но в итоге лейбл A&M заявил про прекращение сотрудничества и мы решили расстаться, посчитав, что так будет лучше для всех. Я не буду сегодня говорить о причинах произошедшего. Просто не смог коллектив на личном уровне стать единым целым….
Как поживает твой брат Майк, чем он занимается в настоящее время?
Он поёт и играет на пианино. Он занимается написанием песен для лос-анджелесской группы Fester, где к тому же играет. Можете заглянуть к ним на сайт www.festervision.com. Их музыка – сплошные эксперименты, некая смесь Nine Inch Nails и британского рокера Боуи. При этом активно во время выступлений используется аппаратура для создания световых эффектов, что, по мнению моего брата, не менее важно, чем музыка.
Что-нибудь тебе известно о других экс-музыкантах Damn The Machine?
Дэйв Рэнди в музыкальной карьере сделал после развала группы краткосрочный перерыв. Сегодня он вместе со своим отцом играет джазовую музыку. Но скорее всего – это просто хобби, так как основной работой является программирование для эротического журнала «Playboy». Бывший солист является сегодня лидером своей собственной рок-группы. Девушка Клеммонса играет на скрипке. И у меня нет сомнений, что они играют крутую музыку. Также Клеммонс с немецким коллективом Jud записал пару дисков. Я бы послушал их обязательно, ведь у меня нет просто времени на посещение их концерта.
Совсем недавно ты выпустил переиздание «Return To Metalopolis». Не входит ли в твои ближайшие планы переиздание композиций Damn The Machine?
Я, конечно бы, с огромным удовольствием включился в работу над переизданием этого диска. Однако права, к великому моему сожалению, принадлежат A&M, которые, не знаю почему, вообще не хотят доставать из прошлого этот альбом.
Кроме полноценного альбома Damn The Machine выпустила промо-CD «Five For Silence» в 1994 году. На этом диске, как нам известно, были записаны кавер-версии песен групп Ten Years After и King Crimson. Ты можешь больше поведать нам про этот кавер-сборник.
На тот промо-CD мы записали каверы песен Джима Хендрикса «Will I Live Tomorrow», Нила Янга «Mr. Soul», и упомянутых вами King Crimson «Cat Food» и Ten Years After «I'd Love To Change The World».
Иными словами это был просто промо-CD или же вам удалось продать пару экземпляров?
Нашим менеджером от A&R был Брайан Хаттенауэр, сотрудничавший также с Soundgarden, Gin Blossoms и многими другими. Он хотел, чтобы мы пробились на радио, выпустив первоначально сингл с би-сайдами, чтобы в дальнейшем увеличить заинтересованность аудитории полноформатным альбомом. Он желал привлечь к нашим скромным персонам больше внимания. Однако по причинам, которые мне до сих пор не понятны, альбом не получил должного приема публики. Я думаю, что вся причина в неправильном выборе песни для сингла. Менеджеры лейбла решили, что лучшим вариантом будет более попсовая «The Mission», а мне хотелось, чтобы это была «Lonesome God». Все равно, этот диск я считаю великолепным.
После того как группа Damn The Machine прекратила свое существование, ты сколотил новую группу Mumbo's Brain. На своей веб-странице ты выложил информацию про диск «Excerpts From The Book of Mumbo», созданный коллективом в 1995 году. Это полноформатный альбом или же мини-альбом. Ведь его в продажу не поступало.
На самом деле это мини-альбом или EP. Его мы продавали на наших концертах. Отдельные песни с этого EP включил позже в свой альбом «Rare Trax» в 2000 году. Мне было интересно записать именно эти песни. Но пройдет немного времени, и я выпущу все, что тогда успел создать.
На твоем диске «Rare Trax» есть ещё несколько песен, исполненных другой твоей группой Nothing If Not, информацию о которой найти не представляется возможным.
Вокалистом была Кэрол МакАртур, на басы я пригласил Дэйва Рэнди, а ударные доверил Коко Бернехо, впоследствии ставшим первым барабанщиком ещё одного моего проекта Ohm. Работа в группе приносила позитивные эмоции. Мне нравился вокал МакАртур. Мы все играли вживую, а затем просто накладывали соло на гитаре и пение Кэрол. Все записано исключительно живьем: ритм, бас, соло, вокал и ударные. Ведь на тот момент у меня был магнитофон на четыре дорожки, что не позволяло воплощать более сложные эксперименты. Нельзя найти причину того, что я просто получал наслаждение от музыки, исполняемой нашей группой. Каждый день я не слушаю эти песни, но когда все же решаюсь их послушать, то автоматически улетаю в то далекое прошлое, где чувствую себя просто прекрасно. Кэрол просто замечательная вокалистка. Она является лидером своей группы и подыскивает компанию, чтобы выпустить свой диск.
Крис, вы записали только пять композиций Nothing If Not, или же есть какие-то другие песни?
Мы записали ещё три композиции, однако их звучание было просто ужасающим. У меня просто не поднялась рука, чтобы выпустить их на суд публики. Песня «To God» посвящена Жако Пасториусу, «If I Fell» - стандартная смесь рока и попсы. Третья композиция называлась «Higher». Но группа так и не дожила до своего признания. Хотя справедливости ради стоит заметить, что этот проект был всего лишь местом, куда приходили музыканты для записи песен на магнитофон. Но сомнений нет в том, что музыканты выкладывались на полную катушку, полностью отдаваясь работе.
Ты не общался с Гаром Самуэльсоном о Megadeth незадолго до его кончины? Он не вспоминал вашу работу в этом музыкальном коллективе, не делился мыслями, как дальше должна идти группа, о песнях, которые были исполнены после его ухода?
Я общался с Гаром за два дня до того, как он почил вечным сном (Крису тяжело говорить). Мы одинаково воспринимали работу в Megadeth: на пять баллов! Он был горд тем, что принес с собой в рок-группу, теми идеями, которыми он делился с товарищами по музыкальному цеху. Помимо того он развивал их вплоть до самой смерти в своей группе во Флориде, где он работал со своими братьями. Вспоминать о Гаре довольно тяжело.
Ты не мог бы нам рассказать немного о Гаре, о котором кроме работы в Fatal Opera после его прощания с Megadeth практически ничего не известно.
Его группа Fatal Opera выпустила два диска. Я сейчас не вспомню, как назывался первый диск, второй же был наречен «Eleventh Hour». Я считаю, что успех их группы был возможен благодаря Гару, его отличной игре на ударных. Но нельзя обойти стороной и прекрасную игру его брата Стюарта на гитаре. Они не смогли добиться больших высот из-за болезни Гара. Они выпустили свой первый альбом и отправились с туром в его поддержку по Восточному побережью, а по возвращении сели за второй свой альбом. Правда в то время никто и подумать не мог, что Гар тяжело болен. Мы с ним общались минимум один раз в неделю. Каждый раз, когда я ему звонил, то ощущал, что с ним происходит что-то нехорошее. Но он никому ничего не говорил. его брат сказал, что Гар отказывается от тура. А без туров из группы мало что выйдет путное. Я чувствовал себя не в своей тарелке, не понимая почему мой товарищ не хочет ехать в турне. И только через три месяца все стало на свои места. Это довольно печально вспоминать, ведь их группа была не так уж плоха, а так им не удалось добиться никаких высот из-за преждевременной кончины Гара. Всем истинным поклонникам Megadeth необходимо послушать альбомы группы Fatal Opera, где Гар просто непревзойденно играет.
На фестивале в Вудстоке, через одиннадцать дней после кончины Гара 25 июля 1999 года, Мастейн посвятил бывшему ударнику группы песню «Peace Sells».
Я слышал про это. У меня просто не хватает слов, чтобы выразить те эмоции, которые мы испытывали по отношению к Гару.
Извини, что затронули скорбную для тебя тему. Давай продолжим. Ты наблюдаешь сегодня за современной гитарной сценой? Есть ли сейчас молодые гитаристы, на которых следует уже сейчас обратить внимание?На сегодняшний момент я не очень успеваю следить за всем, что происходит на гитарной сцене. Есть некоторые парни, которые меня впечатляют: Скотт Хендерсон, например. Но я сейчас слушаю в основном старый материал. Так, сегодня я прослушал дебютный диск Пэта Мартино. Я в восторге от его «Joyous Lake». Также я предпочитаю слушать Джона Аберкомби. Есть один парнишка, диск с игрой которого мне порекомендовал мой старый приятель, работающий в музыкальном магазине. Однако я не могу припомнить его фамилию. Короче говоря, я не такой огромный поклонник современной гитарной сцены.
Нам бы хотелось узнать твое мнение о некоторых участниках группы Megadeth. Давай попробуем начать с Ника Мензы. Расскажи, что ты думаешь о Нике, как о музыканте и как о человеке. Ты его лично знаешь?
Да, мы знаем друг друга, но не так хорошо как хотелось бы. Ник – классный барабанщик. По правде говоря, наша студия и его репетиционная расположены в одном здании. Так, что иногда мы с ним встречаемся на лестнице или в коридоре. Что ещё можно сказать о нем? Он играл в Megadeth, и этим все сказано, что он классный барабанщик. Если произойдет воссоединение группы Megadeth, то мне бы хотелось, чтобы Ник занял свое место за бочкой.
Тебе никогда не приходилось джемовать с Мензой, ведь у вас студии в одном здании?
Не приходилось. Но мы вместе работали над демо к альбому «Rust In Peace».
Давай поговорим об ещё одном ударнике группы Джимми ДеГрассо.
Джимми ДеГрассо – классный парень! Он играл с Марти Фридманом в одной группе, когда мы ездили в тур по США. Он настоящий профессионал.
Продолжим дальше. Эл Питрелли.
Честно, но я практически не знаком с теми композициями, которые были записаны с его участием. Мне нравилось то, что я слышал. Однако мне бы хотелось послушать гораздо больше. Ведь мне удалось прослушать лишь одну запись. А по одной песне нельзя, что-либо сказать конкретное. Боюсь, у меня даже никогда не было диска с этой записью в своей коллекции.
Что-нибудь можешь сказать про группу Cacophony?
Мне не довелось слышать их музыку. Мне лишь известно, что в группе трудились Марти Фридман и Джейсон Бекер. И это, пожалуй, будет ещё одной вещью, которую бы с превеликим удовольствием я прослушал.
Группа Kublai Khan ничего Вам не говорит?
Простите, кто?
Kublai Khan - группа, созданная Грегом Хандевидтом, вторым гитаристом группы Megadeth, принявшим участие в ее создании.
Да я слышал про эту группу, но не слушал ее.
Какой день является наиболее памятным в твоей карьере музыканта?
Довольно трудный вопрос. Скорее всего, день, когда в Joe Louis Arena мы играли на разогреве у самого Элиса Купера (13.02.1987, Детройт). Именно тогда мы ощутили свою популярность. Буд-то все было как вчера. Фантастика! Мы были на сцене перед толпой в 20 тысяч человек. Мы не верили своим глазам. Это, что касается моей работы в Megadeth с Дэйвом. С Ohm у меня тоже были незабываемые концерты. В Чикаго нам довелось играть на разогреве Deep Purple. Тогда в нашем составе играл Коко Бернейхо. После выступления они зашли в нашу гримерку и поблагодарили за потрясающее выступление, сказав, что мы великолепная группа. У нас просто языки присохли к небу. Это было с их стороны хорошим поступком. Ян Гилан зашел к нам и сказал, что ему реально понравилась наша классная музыка. Я, посмотрев на Робертино, лишь смог произнести: «Ну, ни хрена себе!». Как правило, музыканты с таким громким именем не желают общаться с такими как мы, ограничиваясь фразой «отвалите, мы заняты». Поэтому я был просто на седьмом небе от счастья.
Если посмотреть назад, то ты можешь сказать, что травма руки была большой неприятностью, обернувшейся большим благом?
Я скорее скажу да, чем нет. Мне кажется, что оно так и есть. Благодаря тому, что произошло со мной, я не могу не играть так, как у меня это получается сейчас. Мне может и кажется, но у меня, наверное, есть особый свой стиль. Ведь я вынужден так играть. В моей игре можно различить влияние таких известных музыкантов как Джефф Бек, Джими Хендрикс, Дэйв Мастейн, которые произвели огромное влияние не только на мое становление как музыканта-профессионала. Однако кроме их влияния у меня есть что-то особенное свое, из-за чего у меня выходит уникальное звучание и тональность. По правде сказать, я об этом стараюсь не думать. Когда мы играем в помещениях, где есть зеркала, то невольно взглянув на свой палец, меня аж в дрожь бросает. И я прекрасно понимаю, как неестественно я выгляжу со стороны. После я стараюсь просто отрешиться от таких мыслей. Ведь когда я думаю об этом, я смотрю на свои руки, а соответственно и на пальцы. Из-за этого я только сбиваюсь и не могу сосредоточиться на игре, выпадая из общего звучания.
Есть ли шансы у европейской публики в ближайшее время увидеть группу Ohm в концертном туре.
Мне бы этого очень хотелось. Уже четвертый год мы пытаемся организовать нашу поездку в Европу. Нам очень хочется сыграть для европейской публики. И было бы просто замечательно, если бы Lion Music поддержали бы нас в наших начинаниях. Я хочу, чтобы владелец лейбла Эрик Мэттсон сделал хоть что-нибудь в этом направлении. Мы отнюдь не хотим заработать миллионы на выступлениях на старом континенте. Мы просто хотим играть на европейских площадках. Может быть когда-то…?
Если мне не изменяет память, то ты никогда не ездил в Европу с концертами?
С проектом Ohm я не был. Но вот с Damn The Machine мы исколесили Европу, будучи на разогреве у Dream Theater. В том туре произошел ещё один знаменательный момент моей карьеры, о котором я просто забыл упомянуть. Мы выступали в Гамбурге. Народу так понравились наши песни, что нас вызвали на бис. Мы сыграли ещё одну композицию, не думая, что от организаторов за это получим на орехи. А вот публика была просто в восторге. И мы сыграли ещё одну песню.