Дэвид Эллефсон (Megadeth): «Именно героин поставил музыку на колени»
При всем разнообразии жанров и групп, представляющих современную металлическую сцену, наберется совсем немного имен, которые будут знакомы не только фанатам жанра, но и тем, кто к их числу не принадлежит.
Megadeth, несомненно, из их числа. Летом нынешнего года группа в очередной раз порадовала своих поклонников, выпустив потрясающий альбом «Super Collider», и теперь музыканты колесят с концертами по городам и весям (преимущественно американским).
Попутно в творческой жизни сооснователя и басиста группы Дэвида Эллефсона случилось еще одно знаменательное событие — вышла в свет его книга воспоминаний «My Life with Deth», рассказывающая о непростом жизненном пути музыканта в группе и за ее пределами.
KM.RU не преминули воспользоваться возможностью и пообщаться с Дэвидом по этому поводу. Концертный график у группы весьма плотный, но есть в Америке особый день, который для всех без исключения американцев day off (выходной), и это — День Благодарения. Вот в этот-то день нам и удалось застать Дэвида, и после традиционных поздравлений, задать ему несколько вопросов...
KM.RU: Как ты пришел к идее создания книги «My Life With Deth»?
Дэвид Эллефсон: Джоэл МакАйвер, мой соавтор, буквально вынудил меня взяться за это дело в 2010 году, когда я вернулся в группу. Дейв Мастейн в то время писал свои «...Мемуары», которые практически уже были готовы к выходу. И Джоэл настоял, чтобы я сделал это, потому что за последние три, сейчас уже почти четыре года, что я вновь в группе, произошло много всяких интересных и замечательных событий. И мы решили, что это отличный способ рассказать фэнам о том, что я за человек, как на сцене, так и вне ее. И хотя за всеми нами стоит хэви-метал во всей своей громкой мощи, но создается эта музыка многими людьми с абсолютно разными по своей динамике жизненными укладами. И главной целью создания этой книги было позволить твоим фэнам немного лучше узнать тебя. И, конечно, Megadeth — может быть больше, чем многие другие группы — допускают фэнов в свою личную жизнь, потому что она во многом формирует музыку, которую мы пишем, влияет на решения, которые мы принимаем и во многом... И мы надеемся, что не пытаясь постоянно скрывать нашу личную жизнь, мы имеем возможность быть на одной волне со своими поклонниками. Хэви-метал для нас, фэнов (и я говорю «нас», потому что я тоже хэви-метал фэн) — это стиль жизни, а не только музыка, которую мы исполняем.
KM.RU: Как протекало ваше сотрудничество с Джоэлом? Ты просто рассказывал ему свою историю по скайпу, а затем он выполнял всю остальную работу, или ты тоже был вовлечен в процесс редактирования?
Дэвид Эллефсон: Нет, я на самом деле принимал очень активное участие, в том числе, много писал. На самом деле, сперва я рассказал Джоэлу свою историю, затем он перенес ее на бумагу и переслал ее мне. И я ее в значительной степени переписал, потому что хотел, чтобы мои слова звучали лучше, чем это было сказано по скайпу (улыбается) К тому же мне надо было выстроить все описанные события в хронологическом порядке. Так что на мою долю пришлось много писанины, в которую Джоэл вовлечен не был. Он знал, что его роль заключалась в том, чтобы перенести мою историю на бумагу, и, в определенном смысле, его можно сравнить с рекорд-продюсером, его задачей было продюсирование моей книги. Ну, знаешь, что обычно делают эти ребята-продюсеры... Так что все слова, сказанные в книге от первого лица — они действительно мои, но у Джоэла отличное чутье на то, какие части книги следовало бы особенно выделить, а что не требовало излишнего подчеркивания. И знаешь, я думаю, что, в конце концов, он стал хорошим «вторым судьей» в создании характера, атмосферы книги...
KM.RU: В своей книге ты упоминаешь, что в конце 80-х многие музыканты переключились на трезвый образ жизни. И как раз в это же время мейнстримовые СМИ неожиданно утратили интерес к тяжелой музыке. Я очень хорошо помню как это происходило в России — как будто кто-то повернул выключатель — Бах! и метал полностью исчез с телевидения, позакрывались рок-радиостанции, метал просто мгновенно перестал быть модным... Мне почему-то кажется, что это не простое совпадение. А что думаешь об этом ты?
Дэвид Эллефсон: Ну, я думаю, что это все-таки совпадение, и вот почему: многие из персоналий шоубиза, рок-н-ролльного мира, кто в тот момент решил двигаться в сторону трезвости, были представителями поколений 60-х — 70-х. И люди, которые в открытую заявили об этом, такие, как Дэвид Кросби, который начал свою карьеру в 60-х, Aerosmith, стартовавшие в 70-е, Mоtley Crue, представители ранних 80-х — все это были люди, решившие вернуться к трезвости, потому что их уже тошнило от жизни в полной зависимости. И я думаю, что именно имевший место в 80-х всплеск увлечения алкоголем и наркотиками среди представителей музыкальной и развлекательной индустрии случился потому, что кокаин стал весьма популярен в Соединенных Штатах. А кокаин — это такой наркотик, способный очень быстро поработить кого угодно. И даже люди, отнюдь не являвшиеся полными наркоманами, раз попробовав кокаин, неожиданно обнаруживали, что их жизнь стала неуправляемой. И я думаю, что эта кокаиновая эпидемия заставила мир выписывать весьма опасные маневры. И это продолжилось в той же мере и после исчезновения метала с ТВ в США в середине 1990-х, на смену которому пришли группы из Сиэттла с их величайшей героиновой зависимостью. И многие из этих артистов в открытую признали это (один из них уже не с нами), так что это была героиновая эпидемия из Сиэттла... И знаешь, забавно, кокаин переполнял 80-е, но именно героин поставил музыку на колени. Сейчас это мало кого волнует, хотя, может быть, даже еще страшнее всего, что было раньше — зарождающаяся пилюлеэпидемия, о которой мы рассказываем на нашем новом альбоме в песне «Kingmaker». Люди, неудовлетворенные жизнью, фактически становятся узаконенными наркоманами благодаря прописанным лекарствам. И это гораздо страшнее, потому что, когда наркотики продавались на улице, вокруг была выстроена определенная культура, определенная среда, правила поведения. Но когда все эти рекомендованные лекарства могут попасть в дом к любому, с обещанием всего, чего я только не пожелаю, как это прописал мне мой доктор... На мой взгляд, люди типа кокаинщиков, которые являются обычными наркоманами, могут легко переключиться и впасть в зависимость от пилюль. Знаешь, грядет эра «счастливого поколения»... Лично я очень благодарен судьбе, что мне удалось поменять свой стиль жизни, и мне были даны определенные возможности, которые помогли мне двигаться по жизни прочь от моих зависимостей в столь юном возрасте, в 25 лет. И, конечно, это занимает большую часть повествования в моей книге. Я писал книгу не для того, чтобы прослыть неким духовным воителем, или неким подсевшим на наркотики и соскочившим с них парнем — это совсем не входило в мои замыслы, но это определенно часть моей истории и то, как я смог пройти через все это. Я считаю, что тебе удастся лучше донести задуманную идею, когда ты просто расскажешь историю своей собственной жизни вместо того, чтоб объявлять крестовый поход, поучая всех и каждого, как им следует жить.
KM.RU: В этом году у вас состоялось несколько концертов с героями твоего детства: Iron Maiden и Black Sabbath. А вам раньше случалось выступать с ними на одной сцене?
Дэвид Эллефсон: За последние годы мы играли вместе с Iron Maiden несколько раз в Европе. Но вот совместных выступлений в Соединенных Штатах у нас не было в течение 25 лет. Мы выступали с ними в 1988, после выхода «So far... So good... So what...», а Maiden были в то время в туре «Seventh Son of a Seventh Son Tour». И что примечательно — мы отыграли семь шоу с ними в тот год и в этом году, 25 лет спустя, у нас тоже было семь совместных выступлений (улыбается). И они исполняли песни с Seventh Son of a Seventh Son, в то время как мы официально не отмечали 25-летие «So far... So good... So what...» И мы тоже добавили пару песен в сет-лист, раз уж этот альбом справляет очередную дату... А насчет Black Sabbath — нам довелось отыграть одно совместное шоу с ними как раз после их реюниона. Концерт назывался «New Year’s Evil», и проходил в Фениксе, штат Аризона — в городе, где я живу. Насколько я помню это было в 1998, праздновали как раз наступление Нового, 1999-го, года, и это было их официальное воссоединение с Оззи. Последние пару раз, что мы выступали с ними — это было просто фантастично, поскольку и Black Sabbath, и Megadeth очень популярны в Южной Америке. Поэтому это была отличная программа: два различных поколения хэви метала, и очень-очень много лет существования жанра, собранные вместе для южно-американских поклонников. Так что у нас получился просто фантастический тур.
KM.RU: А не возникало идеи совместного джема? В конце концов, вы когда-то сделали отличный кавер на «Paranoid», и, может быть, было бы интересно услышать эту песню в совместном исполнении обеих команд?
Дэвид Эллефсон: Знаешь, очень многие фэны спрашивали нас об этом, и это должно быть сделано «как есть». Кто-то хочет услышать ее на сцене в рамках шоу Megadeth, другие хотят слышать ее в исполнении Black Sabbath’s... И наш кавер «Paranoid» был сделан, как дань уважения к Black Sabbath для альбома «Nativity in Black». Этим мы как бы снимали шляпу перед ними. Но, знаешь, несмотря на то, что предложенное тобой — отличная идея, я думаю, следует смириться с тем, что не всем идеям суждено воплотиться в реальности (улыбается). Когда выступают сразу два солидных, мегастадионных коллектива — такие чудеса невозможны, и, честно говоря, я не думаю, чтобы такая идея когда-либо обсуждалась.
KM.RU: А что ты думаешь о будущем тяжелой музыки? Ведь звукозаписывающий бизнес практически уничтожен, поскольку альбомы выкладываются в Интернет еще до их официального выхода. И поскольку доходы от продаж альбомов падают, это приводит к росту цен на билеты, и вот, чтобы привлечь зрителя, монстры рока вынуждены кооперироваться в турах, и мы наблюдаем связки типа Megadeth/Black Sabbath, Megadeth/Maiden, Slayer/Maiden. Так куда это все движется?
Дэвид Эллефсон: Ты права, и очень печально видеть то, что происходит с направлением, которое мы начинали. Megadeth начинали в эпоху проводных СМИ и успели насладиться успехом некоторых наших песен, исполнявшихся по радио и крутившихся на MTV по всему миру. Затем видео революция очень-очень сильно изменила основное направление музыкального бизнеса: теперь любой мог включить телевизор и СМОТРЕТЬ музыку, вместо того, чтобы СЛУШАТЬ ее по радио. И, конечно, следующим успешным медиа стал Интернет, который, в какой-то мере, представил все в истинном свете. И Интернет изменил все вокруг нас. Например, мы с тобой сегодня делаем это интервью между Россией и США только благодаря Интернету! (улыбается) Лично я считаю, что музыкальный бизнес не умер, но он определенно переживает серьезные изменения. И если честно: мне это нравится! Например, ты или я можем добавить себе корреспондентов с помощью Facebook, а затем организовать интервью. Я мыслю скорее как независимый артист, как некий DIY персонаж. Я полагаю, что это стало возможно благодаря годам, проведенным вне Megadeth. В 2002 году было объявлено, что группа прекращает свое существование, и я вынужден был пересмотреть свои взгляды на жизнь, чтобы понять, что же мне делать, став независимым музыкантом. И даже сейчас, вернувшись в Megadeth, я по-прежнему продолжаю смотреть на мир глазами независимого музыканта, потому что это самая честная позиция. Когда мы только начинали трэш-метал, мы все страшно жаждали независимости: мы начинали на независимом лейбле, мы все безумно любили наших фэнов, мы издавали фэнзины, как это делают и сейчас многие владельцы веб-сайтов, посвященных металлу. Они делают это не ради выгоды или признания — они делают ради преумножения такого стиля как хэви метал! И я часто думаю: то, что происходит сейчас — неужели все это делается только ради денег? Да, временами эти перемены болезненны. Но я думаю о тех из нас, кто по-настоящему предан этому делу, потому что мы любим эту музыку, мы любим этот образ жизни, мы страстно хотим быть одной большой семьей — для нас изменения, которые несет с собой Интернет, будут только в помощь, и благодаря им мы сможем сплотиться в единое братство!
KM.RU: В наше время музыканты не могут не задумываться о коммерческой стороне дела, иначе этот путь быстро приведет их к банкротству. В то же время все мы знаем примеры, когда излишняя концентрация на коммерции ведет к потере продуктивности (например, группа выпустила последний альбом в 2007, и, может быть, в 2015-м все-таки случится следующий, зато успели снять фильм и выступить в Антарктиде). А вот вам все-таки удается находить удачный баланс, выпуская альбомы как минимум раз в два года, и одновременно не забывая о семьях, выпуская книги, организовывая собственный фестиваль (Gigantour). Как вам это удается, в чем тут секрет?
Дэвид Эллефсон: Я думаю, что лучше нам воздержаться от обсуждения других. Мы все музыканты, артисты, мы записываемся, ездим в туры, когда у нас есть идеи — мы что-то пишем. Так что я могу говорить только за себя. Я думаю, что, во-первых нам есть, что рассказать, так что и для меня, и для Дейва написанные нами книги — это часть нескончаемой истории Megadeth, рассказанной на другом уровне. Но, оглядываясь на прожитые годы, я также обнаружил, что в последнее время мне очень нравится взаимодействовать с людьми посредством ли музыки, стихов ли, песен, интервью или через написание книг. Мне очень нравится общаться с нашими фэнами и с остальным миром. Я считаю, что лучше идти во внешний мир и делать свой мир больше, чем углубляться в себя и сужать границы собственного мирка. И все то, что ты видишь: записи, книги, выступления — это все результат такого мировоззрения. Музыкальный бизнес, в который я попал много лет назад, в котором я вырос — этот бизнес сегодня больше не существует. Возможность начать все с нуля и тут же получить возможность тут же разбогатеть, когда ты подписываешь огромный контракт на запись и получаешь много денег — все это... Понимаешь, это всегда была история про Золушку, и сегодня это история про Золушку больше, чем когда бы то ни было. Но опять же, я думаю, что многие музыканты были бы счастливы сосредоточиться только на музыке и ни на чем более, если бы нам не приходилось отвлекаться на иные вещи, которые являются целью любого творческого человека, будь ты музыкант, художник или кто-то еще. И эта цель — заработать достаточно денег, и это поддерживает твои мысли, ты контролируешь все свои возможности, свои творческие усилия. И поэтому требуется, чтобы ты всегда уделял внимание бизнесу. Я никогда не одобрял тех, кто считает, что их дела должен вести кто-то другой. Ты всегда должен, по меньшей мере, знать, что происходит с твоими деньгами, и с твоими решениями, и с твоими контрактами, потому что под всем этим стоит твое имя. Кто-то может действовать от твоего имени, но, в конечном итоге, за все отвечаешь ты. Я думаю, это относится ко многим творческим людям — они должны уделять внимание подобным вещам, и многим из них это дается нелегко. Многие используют одну из сторон своего бренда больше, чем другие — это часть творческого процесса, и это очень важно, потому что в момент принятия деловых решений мы связываем себя определенными обязательствами.
KM.RU: А ты не думал о новой редакции и переиздании другой своей книги — «Making music your business»? Ведь она вышла 15 лет тому назад, твой опыт стал намного богаче, общая ситуация в шоубизе полностью поменялась — так, может, настало время ее обновить?
Дэвид Эллефсон: О, а это как раз то, что я сделал. Мой издатель прислал мне предложение выпустить аудио версию Making music your business, которую я как раз и завершил перед началом нынешнего тура. И она должна появиться... На самом деле у меня нет пока точной даты ее выхода, но я надеюсь, что это произойдет в начале следующего года — у моего издателя есть весь материал, готовый к выпуску. Что я сделал — на самом деле я актуализировал несколько моментов: главу об эре видео, она морально устарела, поэтому я обновил ее, дополнив ее материалом об Интернете, а также я обновил еще несколько моментов из предыдущей версии, и результате получилась прикладная аудио версия, что-то типа второго тома этой книги. Поскольку ты права, она выходила очень давно, и бизнес очень сильно изменился. И хотя кое-что осталось неизменным, но также было внесено и много обновлений, так что, надеюсь, в скором времени я смогу анонсировать выход этой аудио-книги.
KM.RU: Вопрос еще об одной твоей книжке, которая называется «Unsung». Ты ведь предложил всем желающим использовать стихи оттуда для их собственных песен на условиях лицензии. Кто-нибудь воспользовался этой уникальной возможностью заполучить тебя в соавторы?
Дэвид Эллефсон: Конечно! Ко мне обратилась пара человек по этому поводу. И даже один из моих друзей в Фениксе на самом деле использовал моих стихи для новой песни под названием Contest Money, написав на них музыку. Я думаю, что слегка ограничивает то, что далеко не все понимают, как работает процесс лицензионного использования чего-либо. Те из нас, кто уже вращается в этом бизнесе какое-то время, должны знать, как это работает. Но, думаю, что песня — это не тот повод, по которому им, вероятно, было бы удобно обратиться ко мне (смеется). И этой книжкой я как бы предлагаю их и говорю: «Эй, вот мои стихи, и для некоторых из них у меня пока нет музыки». Хотя, на самом деле, я написал уже музыку к некоторым из них, так что... Но я считаю, что я прав, предлагая их, потому что я думаю, что это очень хорошие стихи, актуальные и современные, и очень металлические и хард-роковые по своей природе. Так что если кто-то хочет написать музыку вместе со мной или положить мои стихи на свою музыку — мое предложение по-прежнему в силе и я открыт перспективе объединить творческие усилия.
KM.RU: Если бы тебе требовалось объяснить всего лишь одной песней, что такое Megadeth человеку, который никогда о группе не слышал — какую бы ты выбрал?
Дэвид Эллефсон: В плане текста, или все вместе?
KM.RU: Все вместе — и текст, и музыка...
Дэвид Эллефсон: Я думаю, что в первую очередь «Peace Sells... But Who’s Buying» можно назвать квинтэссенциальной, обязательной к прослушиванию песней Megadeth. И сейчас более, чем когда-либо прежде: эта песня написана в 1986 году, сейчас на дворе 2013, почти 2014 — а текст ее по-прежнему соответствует времени. А поскольку у этой песни к тому же еще очень простая и мощная мелодия — я считаю, что ты даже и металлистом быть не должен, чтобы полюбить эту песню.